Глазами Матисса

Подсуслонникова Екатерина

Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, причудливых сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна. На каждой картине Матисса окно не просто элемент декора, а некий символ, причем на каждом полотне он разный.

«Вид из окна»

Художник смотрит на мир сверху, и перед ним открывается великолепный пейзаж: конный всадник, одиноко бредущий по тропинке; вдали виднеется город; очень много деревьев. Окно здесь не случайно, оно показывает, какие красоты можно увидеть, всего лишь распахнув его, а также какие перспективы открываются перед человеком. Жизнь внутри какого-либо помещения скована и ограничена, а за пределами окна - безгранична.

читать дальше

«Мастерская на чердаке»

Темный, коричневый цвет. Мансарда. Стол. Тумба. Такими словами можно было бы описать это произведение без распахнутого окна. Окно здесь – это некий символ, разделяющий жизнь. Здесь, на чердаке, мрак, темнота и скованность. Жизнь за окном яркая, насыщенная, блещущая всеми цветами радуги. Объединив то, что за окном и на чердаке, темные тона смягчаются, создается впечатление комнаты, наполненной светом.

читать дальше

«Голубое окно»

Эта картина отличается своей загадочностью, необычностью и необъяснимостью. На ней изображен стол, на котором располагаются ваза с цветами, некое блюдце или тарелка, скульптура и лампа. Окно здесь немаловажно, оно наполняет и без того необычную картину загадочностью и таинственностью, ведь за окном угадываются не совсем понятные фигуры и силуэты.

читать дальше

«Интерьер с футляром от скрипки»

Это музыкальное полотно. И, хотя не слышно, да и не может быть слышно звуков музыки, её присутствие на этом полотне ощутимо. Это впечатление происходит благодаря окну, интерьеру в комнате и причудливому орнаменту на стенах. За окном светит солнце, и комната наполнена светом. Настроение этой картины яркое, солнечное, безмятежное. Все это достигается благодаря распахнутому окну и безграничности за ним.

читать дальше

«Разговор»

Темная комната. Спор между женщиной и мужчиной, явно переросший в конфликт. Мужчина очень напряжен и серьезен, о чем свидетельствует его строгий, как натянутая струна, вид. Женщина облачена в темную одежду, она неподвижна, напряжена. А за окном лето, солнце, деревья, словом совсем другой мир. Мир веселья, добра, гармонии и покоя. Таким образом, Анри Матисс показывает два состояния: добра и зла, конфликта и покоя, света и тьмы.

читать дальше

«Красная комната»

Это очень знаменитое яркое и выразительное произведение. Причудливый орнамент, придающий столу на этом полотне объемность, плавно переходит и на стены. Женщина, раскладывающая в вазе фрукты, весела и приветлива. Вся комната словно наполнена жизненной силой и красотой. А что за окном? Ночь, холод, мрак и таинственная тишина. Удивительное сочетание яркого света комнаты, и темнота за окном снова олицетворяют состояния гармонии и конфликта в мире.

читать дальше

«Женщина у окна»

Большую часть картины занимает большое окно со ставнями. Одинокая женщина, сидя у него, наблюдает за происходящим на улице. Лодка, бегущая по волне, пальмы, пляж – красивая романтичная картина. Но все это там, за окном, а здесь грусть, тоска, одиночество. Окно словно вход в тот или иной мир: распахнешь его, и вся комната наполнится лучами яркого солнца и весельем.

читать дальше

В заключение хочется сказать, что окно стало любимым образом художника не случайно, ведь жизнь - это контраст черного и белого, положительных и отрицательных эмоций, добра и зла, радости и горя. “Окно” Матисса показывает, что жизнь его тоже была не простой: с одной стороны интересная и насыщенная (разнообразные виды творчества: от техники создания вырезок из бумаги до восточных мотивов), с другой мрачноватая, блеклая (творческий кризис в послевоенное время).

в начало

Сайт создан в системе uCoz